Реформа жилищно-коммунального хозяйства может привести к повышению затрат жильцов на 727 млн. тенге

Реформа жилищно-коммунального хозяйства может привести к повышению затрат жильцов на 727 млн. тенгеВсем нам известны проблемы ЖКХ в Казахстане. На данную тему написано множество статей и высказано много мнений. Государством эта тема не остается незамеченной, и еще в прошлом году Д. Назарбаева предложила создать рабочую группу для решения проблем ЖКХ.

Нам известно, что в данный момент при поддержке Министерства Национальной Экономики инициативная группа АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» разрабатывает законопроект о внесении изменений и дополнений в закон РК «О жилищных отношениях», а также в другие нормативно-правовые акты РК, касающиеся жилищно-коммунальной сферы.

Новые реформы довольно глобальны и предполагают собой внедрение новой модели жилищных отношений, которая, по мнению разработчиков, должна решить проблемы ЖКХ. Однако так ли это?

В целях составления объективной картины возможных последствий «Частный фонд информационной поддержки развития общества» провел анализ регуляторного воздействия (АРВ) предлагаемых реформ. Данный анализ был выдвинут на обсуждение на семинаре в г. Актау по заказу ПРООН. В обсуждении и формировании рекомендаций участвовала Н.М. Рафикова, профессиональный медиатор, президент ОО «Мангыстауское общество по защите прав потребителей».

Сергей Пизиков, эксперт по АРВ: одной из предлагаемых реформ являются дополнения в Закон РК «О жилищных отношениях» в части обязанностей органов управления объектом кондоминиума. Стоит отметить, что в существующей редакции Закона о жилищных отношениях РК уже указаны некоторые обязанности органов управления. Однако, в предлагаемых изменениях эти обязанности описаны более подробно и выделены в отдельный блок.

Тем не менее, несмотря на то что обязанности органов управления описаны, не описан механизм, контролирующий исполнение данных обязанностей. При подобной постановке вопроса предложение рискует стать нерабочим.

Помимо этого, наблюдается еще одна проблемная деталь: в предложениях описаны обязанности органа управления в содержании жилищного фонда. В Законе описаны обязанности жильцов в оплате коммунальных платежей КСК. Но данные обязанности не взаимосвязаны. Если жильцы не платят за содержание жилищного фонда, КСК всё равно обязаны производить необходимые работы. Если КСК не производят необходимые работы, жильцы всё равно обязаны платить за неоказанные услуги.

В то же время, в предлагаемых реформах существуют моменты, которые существенно могут усложнить нашу с вами жизнь. Самый основной и спорный из данных моментов — это реорганизация системы ЖКХ по принципу «один дом-один КСК». По замыслу разработчиков, каждый дом должен самостоятельно обслуживать и управлять своим жилищно-коммунальным хозяйством. При этом, каждый дом должен иметь свой персонал и свою материально-техническую базу. Даже у простого обывателя, далекого от проблем ЖКХ, при знакомстве с данной системой возникнут сомнения в реальности существования данной системы: ведь существуют большие дома с несколькими сотнями квартир, для которых содержание собственного персонала и собственной материально-технической базы может быть не так обременительно. Однако существуют также и небольшие дома по 60, 40, а то и 15 квартир, для которых содержание собственного персонала и материально-технической базы будет весьма накладным, а порой вообще нереальным. С целью расчета возможных последствий принятия данных реформ мы и провели анализ регуляторного воздействия.

Посчитаем возможное повышение расходов жильцов. Предположим, в КСК входит 15 домов по 60 квартир. Средняя плата за КСК составляет около 500 тенге в месяц на одну квартиру и 6000 в год. Это обеспечивает зарплату работников КСК (директор, бухгалтер, сантехники и т.п.), а также содержание материально-технической базы. При организации на каждый дом своего КСК коичество персонала остается преждним: также будут присутствовать директор, бухгалтер, сантехники, дворник, и т.п. но расходы распределяются только на жильцов одного дома, а это в 15 раз больше: 6000*15=90000 в год. В итоге разница повышения платы за КСК на одну квартиру составляет 90000-6000 = 84000 в год. При общем количестве квартир в Казахстане равном 8 658 986, можно предположить, что повышение финансовой нагрузки на жильцов составит 727, 354, 824 тенге. Конечно, данные расчеты довольно общие, но они прекрасно иллюстрируют, как повышается стоимость оплаты за КСК для жильцов.

Вместе с тем, возможно, выгоду получат вновь создаваемые КСК, количество которых с внедрением реформы должно увеличиться. Но их существование под большим вопросом, поскольку сильное повышение платы за услуги КСК переведет большую часть жильцов в неплательщиков.