Проект "Качество услуг - зона общественного контроля" - история успеха АРВ

31-08-2016 09:18
Проект "Качество услуг - зона общественного контроля" - история успеха АРВ"Улучшая качество оказания государственных услуг, повышаем качество жизни наших граждан".

Республика Казахстан – молодое, стремительно развивающееся государство. Залогом семимильных шагов к прогрессу в том числе являются постоянная оптимизация и реформирование внутренней политики страны. Особенно это относится к сфере построения диалога между населением и государственной администрацией – важному фактору развития демократического государства на постсоветском пространстве.
Фонд информационной поддержки развития общества (далее – Информационный Фонд) считает своей миссией содействие становлению демократического общества в Казахстане. Во исполнение этой миссии Фонд в 2016 году принял участие в программе USAID «Инициатива в поддержку эффективного управления», реализуемой Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), со своим проектом «Качество услуг – зона общественного контроля». Целью проекта являлось применение методики анализа регуляторного воздействия (АРВ) в области реформирования государственных услуг.
Анализ регуляторного воздействия (АРВ) – это процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив. Основная роль АРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путём монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов.
Несмотря на то, что метод Анализа регуляторного воздействия требует значительных затрат, его активно используют для разработки первичного законодательства и принятия политических решений по всему миру. Одними из первых и самых ярких приверженцев метода стали страны – члены организации ОЭСР. В настоящее время метод сильно усовершенствован с момента своего появления, и сотрудники органов управления получают все большую помощь для усовершенствования метода.
Такую помощь оказывает Информационный Фонд, эксперты которого стали первыми, кто стал развивать и применять АРВ как в Казахстане, так и в Центральной Азии в целом. Фонд успешно занимается внедрением АРВ с 2011 года. В проекте «Качество услуг – зона общественного контроля» специалисты Фонда применили АРВ для реформирования гос услуг с целью повышения их качества и степени удовлетворенности услугополучателей (населения) . Были отобраны такие госуслуги, как: «Предоставление бесплатного подвоза к общеобразовательным организациям и обратно», «Выдача удостоверений на право управления тракторами», «Выдача ветеринарной справки», «Выдача справок о наличии личного подсобного хозяйства». Заявленная цель выполнялась в 4 этапа: а) проведение обучения по методике АРВ для госслужащих, НПО, КМС и др.; б) сбор существующих предложений и различных мнений; в) проведение АРВ, анализ финансовых и временных выгод\затрат для каждого варианта; г) выработка и представление рекомендаций в Акимат и Правительство.
Метод предполагает тесное общение со всеми участниками процесса, потому для каждой услуги проводились фокус-группы, индивидуальные интервью и встречи. С помощью семинаров, фокус-групп и индивидуальных интервью с обеими сторонами (услугодателями и услугополучателями), были выявлены проблемы в процессах оказания госуслуг и составлены рекомендации по устранению трудностей. К примеру, специалистами Фонда было выявлено расхождение регламентирующих документов и реальной ситуации. Был разработан процесс оптимизации, в результате которого документооборот был упрощен, а временные затраты сокращены более чем в половину. В некоторых случаях после детального разбора процесса специалисты приходят к выводу, что услугу легче упразднить, нежели реформировать. Именно такие рекомендации были предоставлены госорганам по услуге «Выдача ветеринарной справки».
Сотрудники государственных органов с готовностью принимают предложения, выдвигаемые специалистами ФИПРО. Отчасти это также является следствием двустороннего подхода: при оптимизации госуслуги учитываются интересы не только услугополучателей, но и услугодателей. Например, в процессе оказания услуги «Подвоз» наибольшие затруднения касались именно работников государственных органов, и упор в рекомендациях был сделан именно на эту сторону процесса. По итогу работы ФИПРО предложило сократить время сотрудников на 80 минут и упразднить излишние бумаги. При работе с другой государственной услугой эксперты Фонда подсчитали, что если средний работник органа управления будет выполнять все стандарты и регламенты по каждой услуге, а также заполнять все необходимые бумаги, в год он будет иметь около 400 рабочих дней – соответственно, необходимо изменений структуры и функций самого гос. органа - услугодателя.
Четко спланированная деятельность, грамотная интеграция экспертов в рабочие группы и соблюдение методики АРВ позволило наладить диалог с заказчиком и обеспечить равнозначное участие обеих сторон в анализе процесса.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *